Главная » 2014 » Март » 26 » Использование возможностей интерактивного оборудования в образовательном процессе начальной школы
07:36:21
Использование возможностей интерактивного оборудования в образовательном процессе начальной школы

Плетнёва Марина Семёновна, учитель начальных классов МАОУ гимназии № 56 г. Томска

 «Чтобы полноценно усваивать знания, нужно поглощать их с аппетитом»    А.  Франс

Если в аудитории, где находится группа людей (неважно: педагогов, обучающихся, и т. д.) произнести слово «костёр», то часть присутствующих услышат треск поленьев в нём, другие увидят яркие языки пламени или летящие искорки, третьи вспомнят процесс закладки и разжигания костра.

Всё это не случайно, так как всю информацию об окружающем нас мире мы получаем с помощью пяти основных органов чувств. И у каждого из нас есть определенный излюбленный способ восприятия мира  или ведущая модальность, — то, как нам легче и удобнее видеть мир и «укладывать» его в голове. Таких способов или каналов восприятия три: визуальный, аудиальный, кинестетический. Лорен Брэдвей, Майкл Гриндер и другие ещё в семидесятых годах прошлого столетия отмечали влияние индивидуальных особенностей усвоения информации у детей младшего школьного возраста на их способности к обучению.

Поэтому очень важно учитывать ведущую модальность во всех составляющих компонентах образовательного процесса. А при выборе технологий и средств обучения отдавать предпочтение тем, которые позволят одновременно оптимально представить учебную информацию для всех обучающихся, а не последовательно, как при традиционном обучении.

Одним из таких средств является интерактивная доска Activ Board (Promethean), программное обеспечение которой, позволяет представлять предметный материал, объединяя одновременно звук, текст, графические изображения, анимацию и т. д., а встроенная система опроса и голосования ACTIVote - эффективно организовать быструю обратную связь с аудиторией.

Использовать данное интерактивное оборудование в образовательном процессе  возможно следующим образом:

  1. применять  только ресурсы, размещенные в библиотеке интерактивной доски (ИД);
  2. использовать интернет-ресурсы, готовые флипчарты, ЭОР (электронные образовательные ресурсы) и т. д.
  3. создавать авторские  флипчарты.

Неоценимую помощь как начинающим осваивать интерактивное оборудование, так и опытным пользователям, окажет сайт фирмы Promethean http://www.prometheanplanet.ru/, на котором размещено большое количество готовых флипчартов, материалов для их создания, мастер-классов. Но самое главное, что любой педагог, пройдя несложную процедуру регистрации на сайте, сможет повысить свой профессиональный уровень, пройдя бесплатные курсы.

Рассмотрим несколько примеров использования возможностей  ИД в образовательной деятельности.

Благодаря возможностям программного обеспечения интерактивной доски, любой учитель, без специального технического образования способен создавать различные интерактивные приложения, разработка которых требовала раньше профессиональной работы программиста для написания специальной компьютерной программы.

Приведу простой пример: использование инструментов ИД позволяет не просто показать движение планет вокруг Солнца, но и построить движение той или иной планеты по заданной траектории.

Образовательные эффекты такой интерактивной  демонстрации велики. После демонстрации данной анимации для всего класса, и индивидуальной работы обучающихся, поставленные перед группами проблемные  вопросы по установлению зависимости между удалённостью планет от Солнца и температурными характеристиками планет, а такжепродолжительностью года решались гораздо быстрее и эффективнее.

Важно, что после таких уроков  ребята начинают понимать, почему Солнечная система является именно системой, и могут в дальнейшем переносить полученные знания на другие темы и предметы: система кровообращения, пищеварения, счисления, платёжная система, система уравнений и т. д.

Удивительным средством познания окружающего мира для моих ребят стал инструмент ИД «Волшебные чернила», использование которого позволяет младшим школьникам осознать истинные размеры айсберга, заглянуть в потаённый мир почвы, представить устройство вулкана и многие другие природные объекты, которые в силу особенностей восприятия младших школьников представить сложно.

Чтобы организовать эффективное взаимодействие всех участников образовательного процесса разработана система опроса и голосования ACTIVote, интегрированная в технологию интерактивной доски Promethean для осуществления обратной связи. На любом этапе урока учитель может провести мгновенный опрос по изучаемому  материалу. Каждому обучающемуся выдаётся  индивидуальный радио-пульт  для голосования. На интерактивной доске предлагаются вопросы с вариантами

тветов. После этого ребята могут голосовать с помощью пультов, выбирая тот или иной вариант ответа.

В нужный момент голосование можно остановить, или оно завершиться автоматически, после того как проголосуют все ребята. По окончанию голосования мгновенно в отдельном окне появляются его результаты в виде диаграмм, таблиц, гистограмм и т. д.

Указанный выше пример можно использовать для проведения тестирования уже читающих ребят. Но и для не читающих первоклассников или дошкольников можно подобрать интуитивно понятные для них шкалы оценивания. Традиционно известные оценочные смайлики  можно использовать с начала сентября 1 класса. Но так как в классе обычно достаточно и читающих ребят, необходимо добавить и текстовые характеристики.

В учебном процессе система опроса и голосования может быть использована:

  • для постоянной поддержки обратной связи с обучающимися;
  • быстрого включения школьников в учебный процесс;
  • повышения уровня внимания обучающихся;
  • контроля степени усвоения получаемых новых знаний.

Данная технология тестирования может быть использована и во внеурочной деятельности, при проведении классных часов, игр, соревнований, родительских собраний.

Системное использование интерактивного оборудования в образовательном процессе значительно влияет на формы и методы представления учебного материала, характер взаимодействия между обучаемым и педагогом и, соответственно, на методику проведения занятий в целом. Но интерактивные технологии не заменяют традиционные подходы к обучению, а повышают их эффективность. Главное для любого учителя – использовать интерактивные технологии и средства в образовательном процессе там, где они более эффективны, чем другие технологии

Категория: Коллегам | Просмотров: 1122 | Добавил: marinasem | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]