Главная » Файлы » Классные часы |
21.01.2014, 09:11:14 | |
Цели:
Оборудование: электронная презентация, фотографии, рисунки детей, проектор, компьютер. Участники: учащиеся 4 класса, педагоги, родители. 1 ученик:
1 вед. – Среди наших гостей, думается, немало гимназистов. 2 вед. – Я бы сказала, новых гимназистов, то есть учеников и учениц современных гимназий, для которых слово "гимназия” - "не пустой для сердца звук”. 1 вед. – В российской истории, как мы знаем, много умного и поучительного… 2 вед. – А уроки истории не стоит забывать. 1 вед. – И к тому же они так увлекательны! 2 вед. – Для наших современных гимназистов, но, разумеется, не только для них, мы предпринимаем небольшую экскурсию – путешествие в прошлое, когда в России только появились первые гимназии. 1 вед. – Итак, в путь! 1, 2, 3, 4 КАДРЫ (Презентация) 1 кл. дама. – Самая первая гимназия появилась в Санкт – Петербурге в 1726 году при Академии наук. Вторая – 1755 году была открыта при Московском Университете. А третью гимназию открыли в Казани в 1758 году. 1 вед. – Интересно, а как раньше поступали в гимназию? 2 кл. дама – Детей 9 – 11 лет в гимназию принимали по итогам вступительных экзаменов: проверялись знания по русскому языку, арифметике, Закону Божьему. Для подготовки к экзаменам детей отдавали в приготовительный класс, при гимназии или пользовались услугами домашних учителей, репетиторов. 1 кл. дама – учебный год в гимназии начинался16 августа и заканчивался 1 июня.Уроки длились по 60 минут и начинались в 9 часов общей молитвой. 5 КАДР 2 вед. – Я читала, что раньше Закон божий считался одним из самых важных предметов. 1 вед. – А ещё дети заучивали большие отрывки из Библии. 1 кл. дама. - (Рассказ о преподавании Закона божьего в гимназиях). 2 вед. – Бабушка мне рассказывала, что в XVIII – XIX веках у детей было очень много уроков. 1 вед. – Не может такого быть, скорее всего, у них было так же как у нас по 5 – 6 уроков в день. 6 КАДР Историк – На самом деле, количество часовых недельных уроков в гимназии равнялось – 109. Обязательными предметами в гимназиях были: Закон Божий, русский, латинский и один из следующих иностранных языков (французский, немецкий, английский). Приведём пример, как распределялись эти 109 часов в реальной гимназии:
1 вед. – Ничего себе, это значит, что дети учились с утра до вечера. 2 вед. – А вечером, то есть после 7 часов ученики не смели показываться на улице, и должны были готовить уроки. 1 вед. – Опасно было показаться на людях даже с расстёгнутой пуговицей – так строго следили за внешним видом. 2 вед. – А каков был внешний вид гимназиста? 7 КАДР Мальчик в форме: "Когда осенью я впервые надел длинные брюки и гимназическую курточку, мне было неловко, неудобно и я на время перестал чувствовать себя самим собой. Я стал для себя чужим мальчиком с тяжёлой фуражкой на голове. Я невзлюбил эти твёрдые синие фуражки с огромным гербом, потому что у всех моих товарищей - учеников приготовительного класса всегда торчали из-под фуражек оттопыренные уши. Когда они снимали фуражку, уши у них делались обыкновенными. Но стоило им надеть фуражку, как уши тотчас оттопыривались. Мне купили ещё ранец с шелковистой спинкой из оленьей шкурки, пенал, тетради в клетку, тонкие учебники для приготовительного класса, и мама повела меня в гимназию. Всё время я оглядывался на наш дом, будто меня уводили из него навсегда”. 1 вед. – Что – то мне жалко стало этого бедного гимназиста. 2 вед. – Зато посмотри, какая форма была у гимназистов того времени. Сразу видно, что ты уже гимназист! 1 вед – Я знаю, что каждый гимназист должен был не только в форме ходить, но и обязательно соблюдать правила, которые были записаны в уставе гимназии. 2 вед. – Интересно, какие же были правила у гимназистов, скажем в XIX веке? Правила гимназистов. Правила для учеников Царскосельской Императорской Николаевской гимназии. 1871 год. 1 ученик. Ученики обязаны ежедневно, за исключением воскресных и праздничных дней, приходить в классы до начала первого урока не позже, как за 5, и не ранее, как за 30 минут. Постоянное и исправное посещение классов есть условие для успешности учения. 2 ученик. В случае непосещения гимназии ученик обязан, при первой после сего явке в гимназию, принести от родителей, родственников или тех, кому он поручен, удостоверение о причине своего отсутствия. 3 ученик. Ученики, опоздавшие в класс более 15-ти минут по начатии урока, должны представить на другой день уведомление от родителей, родственников или тех, кому они поручены, о причине опоздания. 4 ученик. Ученики обязаны иметь с собою книги, тетради, перья, карандаши и другие учебные пособия и постоянно держать их в порядке. На книгах, тетрадях, атласах и других учебных пособиях должны быть надписаны имя и фамилия ученика, с обозначением класса, в котором он находится. 5 ученик. Ученики должны соблюдать чистоту, опрятность и приличие как в одежде, так и во всей внешности. 6 ученик. В классе, во время уроков, ученики должны сидеть благопристойно; на ответы без спроса учителя не вызываться; при ответах же на спрос учителя вставать с места. 7 ученик. Разговоры и шептанья учеников между собою во время уроков не дозволяются. Ученики должны внимательно следить за ходом урока, за вопросами, предлагаемыми учителем, и за объяснениями его. Внимательность ученика к классным занятиям есть условие для успешности учения. 8 ученик. Замечания, приказания и требования учителей выслушивать с почтительностью и исполнять беспрекословно. 10 ученик. Запрещается во время уроков подсказывать, или мешать своим товарищам в ответах, иным каким-либо образом. 11 ученик. Во время малых перемен дозволяется ученикам гулять по коридору и в рекреационной комнате и разговаривать, но без крика и толкотни, наблюдая между собою вежливость и дружелюбие. Затевать игры, кататься на ногах и бегать друг за другом в догонку запрещается. 12 ученик. Ученики, не знавшие урока и получившие нуль или единицу, остаются в гимназии для приготовления, под надзором дежурного воспитателя, того урока, которого не знали. 13 ученик. Запрещается порча столов, обоев, классных учебных пособий всякого рода других гимназических вещей. Виновный в таких проступках обязан попорченную вещь исправить на свой счет. Запрещается также в классах, коридоре и реакреационной комнате сорить, бросая бумагу или остатки завтрака не в указанные места. 14 ученик. Ученики гимназии постоянно должны помнить, что они принадлежат к кругу благовоспитываемого юношества, а потому должны везде, как в стенах гимназии, так и вне ее, соблюдать строгую благопристойность и приличие. 15 ученик. Неприлично на улицах собираться в кучки, шалить, кричать, свистать, толкаться и задевать товарищей и посторонних, кидаться песком и снегом, останавливаться и принимать участие в уличных играх. 16ученик. Свободное время, остающееся за приготовлением уроков к классам, стараться проводить с пользою, и преимущественно в чтении книг. Праздность рождает леность, ослабляет умственные способности и вредит благонравию. 1 вед. – А что происходило, если ты не выполнил тех правил, о которых нам только что рассказали? 2 вед. – По-моему, их били! 1 кл. дама – В женских гимназиях провинившуюся гимназистку переводили за "чёрный” стол в столовой, за которым кушали стоя, или надевали на девочку особый передник, что иногда считалось высшей мерой наказания. 2 кл. дама. – Так же применялись следующие виды наказаний:
1 вед. – Вот, не решишь какую-нибудь задачу – и пожалуйста, подставляй руки или постой на горохе или на соли. 2 вед. – Может кто – нибудь из наших гостей захочет испытать это на себе? 1 вед. – Нет, давай лучше задачу решим старинную! 8 КАДР Задача. Решение старинной задачи. Сравнение её с современной. Задача Л.Н.Толстого. Артели косцов надо было скосить два луга, один двое больше другого. Половину дня артель косила большой луг. После этого артель разделилась пополам: первая половина осталась на большом лугу и докосила его к вечеру до конца; вторая же половина косила малый луг, на котором к вечеру еще остался участок, скошенный на другой день одним косцом за один день работы. Сколько косцов было в артели? 1 вед. – Вот мы все про историю других гимназий говорим, но ведь у нашей гимназии есть уже своя, хоть и небольшая история… 2 вед. – А я даже знаю, человека, который её очень хорошо знает. Это Вера Дмитриевна Козловицкая, которая работает в нашей школе со дня её основания. Рассказ Веры Дмитриевны об истории нашей гимназии. 9 КАДР 1 вед. – Сколько нового и интересного я узнала о родной гимназии! Как жаль, что подходит к концу наше путешествие. 2 вед. – Это путешествие заканчивается, а славная история самой замечательной гимназии продолжается! И мы её от всей души поздравляем с Днём Рожденья!
| |
Просмотров: 1702 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | |
Всего комментариев: 0 | |